Производители прибамбасов для собачек — а ведь для них сейчас и нижнее белье шьют, и памперсы выпускают — уже давно придумали все, что только можно выдумать для перевозки в автомобиле собак любых пород и размеров. Это и переноски—контейнеры — для питомцев размером с кошку. Это и клетки, подходящие одновременно и для небольшой чау—чау, и для огромного сенбернара. Далее — шлейки: что—то вроде жилета с регулируемой длиной поводка, который пристегивается к ремню безопасности. В США пошли еще дальше — там ремни безопасности для собак и специальные автоприцепы для них уже давно стали обыденностью.
— Шлейки, коробки—переноски и тому подобное — все это сделано в первую очередь не для безопасного вождения, а для сохранности обивки салона и сидений, — говорит владелец питомника «Рамзес» Михаил Дубяго. — Но любой собаковладелец не обойдется без поводка и ошейника, для пса бойцовой породы необходимо иметь еще и намордник. И если собака хорошо выдрессирована и привыкла к машине, клетка или что—либо подобное совершенно без надобности.
По словам Михаила Дубяго, для перевозки собак любых размеров идеально подходит багажник — за исключением седанов, разумеется. Из грузового отсека нужно предварительно все убрать, а пол застелить куском линолеума, на который, при желании, положить старое одеяло — и питомцу будет уютнее, и спинка заднего сиденья прикроется. Пса можно оставить на свободе, а можно поводок выпустить наружу: закрыв дверцу багажника, вы тем самым надежно фиксируете поводок, свисающую часть которого можно привязать к фаркопу. Если багажник использовать невозможно, пес прекрасно разместится на заднем сиденье — предварительно его нужно также застелить.
А вот спереди питомца лучше не возить — каким бы он ни был послушным, спокойным и миниатюрным, рано или поздно управлению помешает. Из этого правила есть только одно исключение — колени попутчика, на которых может разместиться болонка или кто—нибудь еще меньшего размера.
К сожалению, без этого никак. Громадный тобет из питомника Михаила Дубяго в поездках спокойно лежит в багажнике джипа и может даже заснуть. А вот хозяева не менее огромной среднеазиатской овчарки со страхом думают о том, что будет, если пса придется куда—либо везти, и пока врачей для регулярных осмотров—прививок вызывают на дом.
Чтобы не было таких проблем, не поленитесь со щенячьего возраста приучить питомца к поездкам. Возможно, пес привыкнет к машине моментально. Может быть, придется заталкивать его в салон силой. Включайте двигатель, только когда питомец успокоится. Еще через некоторое время проедьте на небольшой скорости сотню—другую метров. В любом случае, самыми сложными и для собаки, и для владельца будут первые две поездки — в это время в салоне, кроме водителя, непременно должен находиться человек, которого пес слушается беспрекословно.
По мнению опытных собаководов, в конечном итоге все решает дрессировка. К примеру, пес так и не смог почувствовать себя в машине комфортно. Каждый раз «уговаривать» питомца забраться туда не стоит — можно просто самому посадить его в багажник или салон.
— Я возил собак на выставку в Москву, и все проходило нормально, — рассказывает Михаил Дубяго. — К машине большинство собак привыкают очень быстро, а потом кто—то спит, кто—то не отрываясь смотрит в окно. Определение «лучший друг человека» собаки получили как раз потому, что для них каждая минута, проведенная в обществе хозяина, — огромное удовольствие. И без разницы, где —
в квартире, на прогулке или в машине. Каких—либо особых приемов
дрессировки для перевозки собак не существует, достаточно четкого
исполнения псом команд «фу», «сидеть», лежать». Можно применить
команду «место». И ни в коем случае не везите питомца в первый раз
в машине к ветеринару.